?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


  • Раньше будущее было только продолжением настоящего. А все перемены маячили где-то там, за горизонтами… А теперь будущее слилось с настоящим… Разве они готовы к этому? Они ничего не желают знать, они только жрут! 

  • Монолог писателя. Сталкер. А. и Б. Стругацкие
  • Любовь их – это необузданная слабость, губительная для предмета их любви, ненависть – горячая, стремительная, слепая сила, всегда губительная для них самих. 

  • Книга Гор. Стеклянное море. С. Лукьяненко

Скажу пару мыслей по результатам 2018 года, в контексте летописи последних лет человечества перед технологической сингулярностью.


Ну-с, начнем с пары фактов и их трактовки. Вообще, событий, значимых для этого трека, случилось довольно много, начиная с терминологических и методологических. Например, разница между прорывными и подрывными технологиями - https://ailev.livejournal.com/1460300.html, там же – несколько важных результатов по технологиям ИИ. 



Если совсем сократить глубокоуважаемого Анатолия Левенчука – ключевое отличие прорывных от всех остальных – это легкость и доступность тиражирования большим количеством участников рынка. При этом если старый рынок умирает – то они еще и подрывные. Все остальное неправильно называть прорывными или подрывными технологиями. 


Петли развития


Второе, важное – это наглядное описание экспонент в развитии цифровых площадок через концепцию т.н. петель развития https://vc.ru/marketing/50621-growth-hacking-and-star-dusts. Например, если мерить количество пользователей N в момент времени t+Δt, как функцию от их предыдущего количества, т.е. N(t+Δt) = f(N(t)). f(N(t)) описывает логическую цепочку (или «воронку продаж») между различными характеристиками цифровой площадки: N(t)->k(t)->l(t)->N(t+Δt). Все связи между такими характеристиками N, k, l – простые зависимости (например, линейные функции). 


Максимально упрощая, на примере википедии, N (t) – количество пользователей, которые искали контент через поисковики (Google, Yandex, ets.), k(t) – количество пользователей, которые зарегистрировались, чтобы дополнить / уточнить контент, l(t) – новый контент, созданный пользователями, и проиндексированный поисковиками. 


Петля развития может быть более подробной, например, в функциональную связь k(t) -> l(t) можно добавить промежуточные характеристики и связи между ними, вроде доли уточнения уже существующего контента, включения контента в рекламных целях, работы модераторов, которые стремятся к объективности изложения и т.п. 







Пример петли развития



Реалистичная функциональная связь N(t+Δt) = f(N(t)), разумеется, очень сложная функция, поскольку петля развития зависит от массы факторов, которые могут быть как наблюдаемы, так и полностью скрыты от аналитика.


Тем не менее, ее можно упрощать и аппроксимировать, как следствие, на этом подходе инвестиционные аналитики, включая и главного героя статьи, строят свои прогнозы в отношении перспектив стартапов – цифровых площадок, включая оценку того, полетит или нет. Интуитивно оценка стабильности прироста соответствует чуть более строгому изложению его основных механизмов. 


В частности, для любого математика понятно, что если выполняется условие (1): для любого t в некотором диапазоне времени (T1, T2), N(t + Δt) > x*N(t) – полагаем Δt фиксированным и конечным, а x > 1, функция N(t) растет не медленнее, чем по экспоненте. Следствие – выбирая стартапы для инвестирования не надо гнаться за слишком большим x, а надо гнаться за максимальным количеством тактов Δt внутри (T1, T2) с выполнением условия (1) для того, чтобы преобразовать максимальный сектор рынка, ну или вырастить единорога (кому что ближе). 


Хороша также в этом случае бизнес-ангельская модель, когда более опытный специалист работает с второстепенными факторами, влияющими на петлю развития с тем, чтобы пролонгировать (T1, T2) и увеличить х (увеличивая таким образом капитализацию своей доли). Отчасти поэтому я половину 2018 года занимался спец.поддержкой бизнес-ангелов и таки выбил им компенсацию 50% инвестиций, которая начнет работать в 2019. Ну да ладно, я не совсем об этом. 


Экономический рост


Очевидные следствия – экспоненты как доминанты цифровой экономики в частности, ну да и всей истории цифровизации межчеловеческих отношений. 


Первый шаг – письменность, которая сформировала знаковую модель взаимодействия между людьми, и сделала возможной повторяющиеся петли развития, и как следствие – такие функции роста. 


Затем торговля (и единицы меновой стоимости – деньги), которая уже стала экспоненциальной, более того, сокращала с ростом скорости коммуникаций такт Δt, приводя к экспонентам как в количестве вовлеченных людей (в начале путем проникновения экономики на новые рынки, затем, за счет побочных функций, связанных с уровнем жизни – на рост популяции). 


Затем – наука, и результат – запуск во времена ренессанса дополнительных функций, связанных с научным знанием и публикациями, которые пока растут по экспоненте. 


Следующая итерация – патенты и торговля интеллектуальной собственностью, которая хоть и возникла 150 лет назад, однако, уже потребовала существенного сокращения транзакционных издержек внутри возможных петель развития, поэтому только сейчас, со второй половины 20 века, начинает просыпаться, и пока опять-таки, преимущественно на развлекательном контенте. Голливуд, несколько музыкальных хайпов и т.п. – дополнительные точки концентрации, и, как следствие – инструменты сжатия такта Δt уже показывают интересные экономические последствия. 


Несмотря на то, что для многих этих функций условие (1) выполняется на очень продолжительных периодах, высокая продолжительность такта Δt, приводит к экспонентам, в целом достаточно медленным. За 2 века население Земли выросло в 7 раз, а сейчас среднегодовой темп роста 1,1%. А количество населения является сдерживающим фактором большинства традиционных экономических моделей, и, как следствие, темпов роста традиционной экономики. Потому как они, люди, производят (что уже не так критично, автоматизация-с), но что более важно – они же и потребляют (т.е. покупают), а в потребительских циклах несмотря на весь маркетинг и в результате – горы мусора из одноразовых вещей все равно есть пределы. 


Более того, всякий раз, когда та или иная экспонента натыкается на пределы роста, условие (1) перестает выполняться, и развитие (и инвестиции) замедляется и переключается на другой механизм. Например, производство автомобилей с точки зрения маржинальности наткнулось на пределы роста (опять-таки, количество людей, а еще автотранспортная инфраструктура в городах, обеспеченность платежеспособного населения автомобилями, результат, по данным 2018 года почти инфляционный рост в 3,6% в основном за счет Китая). В результате во многих сегментах продажи уходят в нишевую добавленную стоимость (вроде автомобилей представительского класса, суперкомпактов, которые легче в городе парковать, спец.техники и т.п.), а сейчас и вовсе рискуют обвалиться в связи с удешевлением и расширением распространения использования такси и каршеринговой модели (для которых не нужно столько автомобилей на имеющееся количество людей). 


Традиционная цифровая экономика


Что мы наблюдаем в последние 30 лет? Правильно – новую модель цифровизации отношений. Через интернет и сеть. Потенциально разница в скоростях (т.е. длительности циклов - Δt) – 3-6 порядков. Т.е. на фоне «медленных» аналоговых экспонент человеческого развития появились «быстрые» цифровые - когда за смешные по историческим масштабам 3-5 лет цифровая площадка бьет по капитализации крупнейшие транснациональные холдинги. В чем секрет? В первую очередь, в использовании ранее сложившейся инфраструктуры, начиная от самого интернета, и до базовых сервисов – поисковиков, соц.сетей и т.п. Ну и конечно – в простоте, за счет которой наблюдается высокая восприимчивость пользователей, в результате чего клиентами для таких сервисов является очень большая доля пользователей интернета. 


И здесь же основная причина такой структуры и динамики развития публичных сервисов. Первыми выстрелили форумы (драйвер – отсутствие социального признания, восприимчивость в начале пути была 10-20%) и всевозможные порносайты (секс, восприимчивость, пожалуй, столько же), затем крайне простые социальные сети (простейшие универсальные позывы – гордыня, тщеславие, гнев, чревоугодие, жадность и т.п., восприимчивость определялась доступностью развлекательного, прежде всего - фото и видеоконтента, когда его цена и издержки оборота упали, восприимчивость выросла до 30%), далее интернет-торговля (быстрые поставки, ценовая конкуренция, восприимчивость не менее 50% аудитории).


Для каждой из них можно нарисовать петлю развития, и более того, понятно, почему именно ими сейчас заполнено время обывателя в интернете. Просто универсальные позывы дают устойчивые на длинных промежутках времени петли развития с хорошими коэффициентами х, для которых есть огромный рынок потенциальных потребителей и условие (1) выполняется до тех пор, пока есть, кому продавать суррогат удовлетворения базовой потребности. 


Беда таких площадок в том, что минимальная потребность вырабатывается очень быстро, а дальше – только встраивание в инструменты стандартной экономики – тот же маркетинг, и, как следствие – конкуренция за время пользователя путем продажи той основной потребности, на которой площадка построена, поскольку рекламная модель требует присутствия и кликов.


И даже если предположить, что реклама будет персонализированной и точной – это не более чем увеличение доли использования платежного потенциала потребителей. Ни новых потребностей, ни новых продуктов, ни нового смысла такие цифровые площадки не принесут. Более того, и это уже стало очевидно многим, в погоне за капитализацией такие цифровые площадки (в особенности, Facebook, но и Google, и LinkedIn) и их технические средства поддержки (в первую очередь, платформы на iOS и Android) готовы и будут придумывать все новые суррогаты деятельности, лишь бы контролировать все больший объем времени и денег пользователей, как правило, без увеличения продуктивности и полезности для пользователя.


Отраслевые цифровые платформы


Иное дело – отраслевые цифровые платформы. Начинаясь от агрегаторов, они постепенно преобразуются в цифровых посредников, потенциально способных сокращать транзакционные издержки между поставщиками типовых услуг и их потребителей. В некоторых сферах деятельности, например, в туризме, пассажирских перевозках (особенно такси и каршеринг), отдельных сегментов торговли преобразование фактически произошло, где-то – натолкнулось на регуляторные ограничения, а кое-где – только начинается. 


Само собой, эти отраслевые преобразования имеют «длинные» эффекты, поскольку не только меняют отрасль, но и вторгаются на площадки «смежников», в т.ч. на сугубо материальных рынках, вроде той же торговли личными автомобилями. Процессы эти, хотя и связаны с продуктивностью, но исключительно в части сокращения транзакционных издержек, т.е. также не несут новых смыслов.


Отдельно стоит посмотреть на усилия Сбербанка и некоторых иных крупных операторов больших пользовательских данных. Предпринимается попытка наращивания смысла на этих данных. Но если потереть запотевшее от умных и визионерских речей Грефа и Ко стекло, то на проверку вылезут все те же драйверы того же директ маркетинга и расширения рынков для своих финансовых продуктов, т.е. эту активность следует трактовать, как промежуточную между соц.сетями и отраслевыми агрегаторами. 


Сюда же стоит отнести Masterchain http://masterchain.rbc.ru/, который продвигает Центробанк с Ассоциацией Финтех – такие инструменты могут использоваться в широком диапазоне решений, но пока заточены исключительно под несколько чисто финтеховских сервисов. 


И я бы самостоятельно рассматривал еще два отраслевых тренда – интернет вещей и формализация гос.управления. Истории интересные, но в своей изолированности от смысла пока узко отраслевые. На них мы потом будем опираться, пусть случатся, некоторые детали в них существенны для того, чтобы полностью не улететь в придуманные, виртуальные поля для самореализации.


Важная история в смысле роста продуктивности, уже касающейся творчества, это история про совместную разработку и использование алгоритмов и программ. Особенность 2018 года, например, в статистике роста площадки GitHub – площадки по совместной разработке и взаимодействию между разработчиками распределенных проектов. Там тоже экспонента, уже 6 год, и 31 млн. разработчиков по состоянию на октябрь 2018 https://octoverse.github.com/ 


И это, друзья, уже не секс, рецепты, анекдоты и фотографии любимых кошечек. Помните выше формулировку прорывных и подрывных технологий. Так вот – функции, которые отвечают за скорость распространения технологий – сами растут по экспоненте. Думаю, при 200 млн. pull-request, при росте на 50% за год говорят про то, что на GitHub активно присутствует минимум каждый второй разработчик в мире, и любая открытая технология может практически мгновенно (по историческим меркам) быть вплетена в работающий софт миллионов приложений. 


Фактически это насыщение. В 2019 и далее видимо, будут найдены новые драйверы «быстрых» экспонент, один из самых обещающих кандидатов – формирование программистских навыков и втягивание в процесс цифрового описания деятельности непрофессиональных программистов. Не зря же темпы роста популярности языков программирования, максимально упрощающих синтаксис или приближенных к предметной области (например, Kotlin, NCL) превышают более классические языки программирования. 


Новые смыслы


Что следует ожидать? Два новых тренда. 


Первый тренд: постепенно формируется спрос на интеллектуальных помощников, позволяющих писать программы и делать цифровые модели неспециалистам. Начиная от того, чтобы составить задачу из прямоугольников и стрелочек, и заканчивая идеей обсудить задачу с интеллектуальным помощником по телефону в машине. И это уже будет не хайп вокруг персонального помощника, который еду из ресторана закажет, или соберет встречу. Это про структурное мышление и взаимодействие с человеком с целью эту структуру восстановить. 


Пока в эту сторону – только отдельные предпосылки. Но ветер уже подул – и смысл деятельности всяческих мутных структур вроде РАО (Российское авторское общество) и Ко уже ощутили самые, что ни на есть далекие от цифровой экономики люди, в том числе люди, создающие развлекательный контент. В Сколково создана новая платформа – IP Chain, облегчающая зарабатывание на контенте.


Второй тренд: в результате вовлечения в цифровое производство неспециалистов на рынке начинает расти цифровое предложение моделей деятельности. Что создаст новый рынок – рынок оценки, обмена и интеграции этих цифровых моделей в новые сразу автоматизированные методы организации деятельности и ведения бизнеса. Причем спектр максимально широк – от беспилотников (модель управления транспортным средством), до артистов и прочих гуманитариев. 


Языки, на которых можно будет такие модели прочитать и оценить – это уже не языки программирования, а языки с универсальной (общечеловеческой) онтологией. И следующие единороги, скорее всего, возникнут именно там, где пополнение и расширение онтологии будет завязано в одну из петель развития. 


Собственно, именно поэтому я уже длительное время (фактически весь 2018 год) пытаюсь (пока безуспешно) стартовать работу по машиночитаемому праву - 01.02.001.001 на страничке https://sk.ru/foundation/legal/p/11.aspx. Не хватает ясности изложения ценности, слишком глобальный контекст нужно трогать, а он непонятен для неспециалистов.


Ну да ладно, надеюсь, хватит сил сдвинуть этот камень. Важно сейчас отметить другое. 


О жемчуге человеческом


Кто из Вас помнит древлянских писателей-фантастов Аркадия и Бориса Стругацких? Есть у них такое произведение – «Отягощенные злом», где много идей, которые ой как непросто собрать в единую картинку. И я не буду пока этого делать публично, имеющий между ушами да услышит, но пару хлебных крошек набросаю. А именно, есть там такая история – про Агасфера Лукича, ловце жемчуга человеческого. Ну, это история про душу, и про одну из трактовок истории про Иисуса Христа, а еще точнее – про одного из его учеников – Иоанна. 


Разумеется, не дай Вам Бог серьезно обсуждать эту историю с людьми воцерквленными, а то и священниками, но метафорический смысл ее прост. Не каждому дано вырастить в себе некоторую ценность, но эта ценность является уникальным вкладом человека в человеческую историю, и сама является результатом этой истории. Сейчас очень любят говорить про смыслы с точки зрения их раскрутки, но за каждым смыслом, или мемом стоит большая душевная работа человека, которая является одновременно и драйвером, и результатом мобилизации сил.


Как там у Гессе? То, что ты называешь страстью, это не сила души, а трение между душой и внешним миром. Ну и дальше в том же духе, в общем контексте поиска сходства между вещами, связями и событиями, совершенно разнородными, но, когда каждая из них в своем месте и в своей роли способна добавить смысл в проведенной параллели, и позволяет переключить потребителя жующего (вариант – крутящего френд-ленту) в со-творца и соавтора конструкции более сложной, и прекрасной, нежели было до него.  


И вот про этот взгляд я бы хотел сейчас поговорить, как про основной вызов для перерождения цифровых платформ (кстати, не записанный ни в одну бумагу в нашей славной цифровой экономике). А именно, как я уже упоминал, один из первых выстрелов популярных цифровых площадок были форумы, которые ретранслировались в дискуссии в социальных сетях, которые меркантильные капиталисты используют, чтобы нам продавать рекламу и продавать наши лиды. 


И именно потому, что сам интеллектуальный продукт, который формируется этой страстью, в том числе людей весьма увлеченных, ничего не стоит для акционеров и маркетологов таких площадок, он и не ценится, а выплескивается, смываемый флудом последователей. 


Но что произойдет, если некоторые умные совместят разработку программ и моделей и идею дискуссии форумной и рефлексии человеческой, когда смысл как-бы не создается, а фиксируется лишь эмоция? Я Вам скажу, товарищи, чего я от этого ожидаю. Аддитивности в создании нового. Причем каждый новый шаг на этом пути может оказаться небольшим, и это избавит многих из нас, в целом неспособных на большой и системный труд (и большую и ценную жемчужину в душе), от мук совести, поскольку такие жемчужины можно будет формировать совместно


А историю писать – сохраняя связи и заимствования, что позволит создавать конструкции, доселе не виданные, и (что главное) – гораздо более сложные и глубоко проработанные, чем может сегодня каждый конкретный человек. 


Забавно, кстати, что по версии Стругацких, жемчужина Прохора (которая стала одним из ценнейших приобретений Иоанна-Агасфера) как и его Апокалипсис, формировались именно в процессе записи им, и приведения в систему результатов дискуссий Иоанна-Агасфера с другими умными людьми. Т.е. по сути – та же идея, только трудолюбивый и фанатично преданный делу человек вместо цифровой платформы.


Также прошу учитывать, что технологизация творческого процесса – это контртрендовая история, поскольку коммерческие интересы многих мейнстримовых игроков лежат скорее в сторону оболванивания своих клиентов, нежели в сторону их профессионализации. 


Но она, видимо, выстрелит, также как уже выстрелил GitHub, хорошо бы только понять, с чего эта история начнется. 


А причем здесь технологическая сингулярность?


Ровно за счет еще на первый взгляд, маленького бантика – современным персональным помощникам (которые пока совершенно деревянные), быстро бегать можно только по хорошо формализованным логическим цепочкам и разметкам. А тут (сюрприз) – естественная формализация многих предметных областей, что дает огромный потенциал для машинного креатива и анализа. Биг дата неожиданно начинает работать не на то, чтобы впарить Вам еще один кредитный продукт или не нужную сегодня покупку, а на то, чтобы реально усилить Ваш интеллект и продуктивные способности.


Т.е. новая петля развития – чем больше внутри формализованного контента, тем больше могут персональные помошники, тем больше включаются неспециалисты (и круче результат их участия), что возвращает нас на N(t+Δt) с хорошим х мультипликатором. Новая экспонента, товарищи, и уже не ограниченная численностью населения, т.к. при фиксированном (но достаточно большом) количестве пользователей мультипликатор (как и условие (1)) все равно сохраняется за счет использования быстро умнеющего искусственного интеллекта. 


Я, разумеется, эту экспоненточку поизучаю еще на этих страницах, потому как тут мне желательно более четкое представление о значимых факторах, ибо это – основные пункты ТЗ на цифровую площадку, которая ее реализует.


Здесь же пока отмечу лишь самый важный факт данного опуса: мы с Вами наблюдаем в полный рост одну из возможных (и самую гуманистическую, полагаю) точек запуска технологической сингулярности, как события, закрывающего человеческую историю, и открывающую историю пост-человекческую, но с его (что хорошо) полноценным участием. 


Вот такой горизонт нарисовался под елочку в конце 2018 года, и в 2019 году всем до сюда дочитавшим желаю распечатать эту бутылку, и испробовать из нее. Время пришло. И я повторю прогноз этой осени – 10 лет, товарищи, нас отделяют от этой точки, возможно, что и меньше, все от того зависит, как будем ногами шевелить.


Comments

piter239
Jan. 14th, 2019 04:50 am (UTC)
Спасибо, прекрасный текст, да ещё и аргументированно оптимистичный!

Просто подарок новогодний!