sergeyvi (sergeyvi) wrote,
sergeyvi
sergeyvi

Нацепим шпаги потускневшие

Итак, все кусочки пазла вроде бы легли на свои места. Здесь, в Аржелес-Сюр-Мер, 20 июня 2016 года в 5:14 утра, глядя на заход полной Луны и слушая вой сильного ветра в снастях сотен яхт, мирно качающихся в порту, я готов сформулировать одно решение нескольких на первый взгляд очень разных задач, которые до сих пор не укладывались у меня в голове.



Задачи, решения которых я искал, выглядят следующим образом.

1. Переключение российской экономики на ресурсы 21 века. В конце 20 века нам повезло распоряжаться довольно существенными нефтяными запасами, которые стараниями роста энергопотребления, а также отсутствием решения по аккумуляции энергии в мобильных устройствах и медленным развитием технологий альтернативной генерации сделали Россию на некоторое время богатой и преуспевающей.

Очевидно, это не продлится долго, данная ситуация - не более чем случайное стечение обстоятельств технологического развития, как в краткосрочной перспективе (2-3 года), так и на длинном горизонте (20-30 лет) цены на энергоносители будут подвержены самым драматическим колебаниям, не позволяющим сделать на них ставку в развитии страны.

Что есть нефть 21 века? Большие данные и творческие способности человека. Только слепой может себе позволить не видеть первых ласточек этой новой экономики. На обработке больших данных быстро сделали себе много миллиардную капитализацию не только Google и Uber, десятки компаний, которые могут похвастаться тем, что оседлали волну успеха, и вполне способных помериться доходами с экспортом российских вооружений, в основе имеют интерфейсы для сбора больших данных и движки для их обработки.

Творческие способности человека - еще одно поле экономического роста. В начале был Hollywood, оказавшийся способным концентрировать таланты со всего мира в одном месте, и за счет огромных международных продаж предоставить этой творческой элите совершенно фантастические гонорары и уровень жизни. Потом Facebook и YouTube, которые по сути являются механизмами сбора и фильтрации результатов индивидуальных творческих усилий, в основной своей массе никому не интересных, но неизбежно содержащих в себе те творческие "бомбы", которые расходятся миллионными репостами, и приносят создателям славу, а иногда и связанную с ней личностную капитализацию.

Как обеспечить России достойное место в новых экономических отношениях на этих двух основных рыночных полях?

2. Вторая задача куда менее глобальна, но также имеет общегосударственный контекст. А именно, нужно принципиально новое решение по качеству государственного управления. И дело тут не в персоналиях - они всего лишь способны слегка улучшить или ухудшить общий тренд. Но проблема сложности принимаемых решений, и естественной реакции систем управления 20 века - увеличивать бюрократию и количество чиновников в ответ на рост этой сложности - тупик.

И не только потому, что весь этот бесконечный аппарат стоит слишком много денег, а кроме того, порождает внутренние процессы и интриги, которые уже ничего общего с развитием и экономической конкуренцией не имеют, а в основном потому, что традиционные бюрократические системы уже не обладают той адаптивностью, которая необходима для того, чтобы успевать в конкуренции за людей и успешные компании.

Естественное следствие для государств, которые на что-то рассчитывают в 21 веке - изменись или умри, причем в последнем случае можно наблюдать как потери элитами контроля над ситуацией (и не только в развивающихся странах, последние события в Европе с мигрантами - яркий тому пример), так и потерю целостности территории (и не важно, что всегда за такими событиями стоят интересы крупных стран - они всегда были, но до последнего времени не приводили к развалу государств на части и к взрывному росту очагов напряженности и эскалации конфликтов).

Ситуация в миниатюре наблюдается в любой государственной структуре, в том числе и в Фонде Сколково. Больше сложностей и вызовов -> больше людей -> больше бюрократии -> хуже управляемость -> потеря в скорости адаптации и падение конкуретоспособности. При этом ни модель разделения сфер ответственности, ни программно-целевой метод управления, ни какая другая методика локального проектного управления по факту не позволяет переломить данный тренд. В лучшем случае - фокусировка активности на КПЭ, которые позволяют демонстрировать успехи локально, но увы, не обеспечивают создание устойчиво развивающихся экосистем.

Та же проблема с чистым конкурентным рынком. Иллюзии того, что его естественная адаптивность в 21 веке достаточна - видимо придется забыть. Яркие примеры - посмотрите, что вылезает в топ последние полвека в рекламе, на повестку самых кассовых голливудских фильмов, на топовые ролики в YouTube. Не смущает?

Если обобщить, то выходит, что наибольшей популярностью пользуется то, что существенно эксплуатирует наиболее низменные (животные) потребности человека, палка для селфи как шутка в ответ на космические корабли и ядерные реакторы 20 века - вот Вам ответ рынка на задачу адаптивности. Не об адаптивности к долгосрочным потребностям человека заботится рынок, а об адаптивости к его звериному "я", особенно если небольшую интеллектуальную надстройку над этим "я" удается на время отвлечь решением головоломок, как сделали в "Матрице" бесподобные Вачовски.

Нужно решение другого класса, иначе шансы на то, что мы себя найдем на экономической и политической карте 22 века можно считать незначительными.

3. Эффективность государственной поддержки проектов. Задача - чисто минфиновская (проистекающая из задачи эффективности использования бюджетных средств), но пока не снятая, и не решенная. Поскольку мы еще даже не подобрались к ответу на вопрос о том, где должен быть баланс между нежными объятиями контрольно-надзорных и следственных органов, способных задушить любое здравое начинание, и разухабистым освоением бюджетных средств на придуманные и никому не нужные темы, с поездками в перерывах на Куршевель, или покупкой дач на Рублевке или в Сочи.

При этом мы выше договорились, что проектный подход в принципе требует развития, что он (и не важно, каскад это или скрум) - не панацея, ровно также как не панацея программно-целевой метод управления или КПЭ. Как часть какой-то другой системы - да, возможно, даже допускаю, что это важные компоненты. Но не определяющие поведение системы.

Но это не снижает актуальности вопроса, поскольку можно годами теоретизировать, тем временем теряя тех последних, которые способны и умеют работать над государственными задачами, но перестают верить в то, что государство способно быть союзником и соратником, а не врагом, которого либо надо держать максимально близко (не забывая про его сущность и наращивая аппараты по взаимодействию с ним), либо сменить на более благоприятные режимы.

Решение - общее для всех трех задач. Решение - в развитии в Сколково стратегических компьютерных технологий под задачи совершенствования механизмов корпоративного и проектного управления на основе инструментов больших данных и искусственного интеллекта, пристегивая IP.Net и прочие полезные штуки по пути.

А именно, продолжая пассаж про нефть 21 века, как тогда основная добавленная стоимость возникала не от добычи нефти, а от ее переработки, так и сейчас вопрос больших данных и творческого потенциала - не в утечке первого и второго зарубеж, а в создании здесь, в России своеобразных НПЗ, перерабатывающих сей бесценный продукт в ценность для экономики.

А как это сделать? Необходимо начать что-то покупать у стартапов и технологических команд, что-то, что позволит им здесь наращивать необходимые компетенции для того, чтобы иметь возможность для создания гуглов и микрософтов параллельно, в режиме спин-оффов.

Что можно покупать? Известно что. То, с чем у нас наибольшие проблемы. Технологии, обеспечивающие адаптивную организацию работ, включая многопараметрическую оптимизацию, машинное любопытство к явлениям, которые не попадают под стандартную классификацию. Технологии адаптивной и клиентоориентированной бюрократии, а также сравнительного анализа эффективности ее работы в разных кейсах по созданию ценности для граждан и российских компаний, что есть не что иное как оценка эффективности гос.поддержки.

Кто может покупать? Известно кто. Минфин России в части оценки эффективности. Сбербанк России, Фонд Сколково в части корпоративного управления и адаптивной бюрократии, дальше - посмотрим. В принципе - основной покупатель во всех смыслах, которого я сегодня вижу, это лично Г.О. Греф, есть еще ряд коллег, с которыми необходимо провести pre-sale, прежде, чем идти дальше,!впрочем, посмотрим, как и кому правильнее это продавать.

Детализирую и разверну в оффлайне, интересующиеся знают, как меня найти.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments