sergeyvi (sergeyvi) wrote,
sergeyvi
sergeyvi

Новая экономика

Забавно. Сев 30 декабря 2013 года писать итоги уходящего года, я настолько задумался о том, как правильно их подвести, что даже сейчас, 21 февраля 2014 года, я не могу с уверенностью сказать, что наконец, могу это сделать в правильном ракурсе. Потому что не об итогах 2013 года я буду здесь говорить, а о трендах, которые снова стали заметны в событиях 2013 года, и к какой экономической реальности, ИМХО, эти тренды ведут на 20-летнем горизонте.

Итак, какие тренды (спасибо обзору http://ailev.livejournal.com/1100273.html уважаемого Анатолия Левенчука) в технологическом развитии можно выделить в 2013 году? И почему я считаю, что эти тренды формируют новый экономический двигатель следующего кондратьевского цикла, правда, с рядом весьма интересных особенностией?


Мы уже победили,
Просто это еще не так заметно

(Борис Гребенщиков)

Начать я считаю важным с 3D принтеров. В 2013 продолжилось наращивание разрешающей способности, производительности и сокращение стоимости изготовления изделий методом 3D печати, указанные устройства вышли на рынок сразу по нескольким направлениям, в первую очередь в части прототипирования пластиковых изделий. Еще далек тот день, когда серийное производство можно будет сравнивать по себестоимости с 3D печатью, но вот экономический смысл изготовления элементов быта и запасных частей может возникнуть существенно раньше.

В частности, для понимания, какова может быть бизнес-модель с их использованием, рассмотрим 500-летний тренд в потребностях и технологиях их удовлетворения.
(Разумеется, это не все важные открытия 2013 года, но так в итоге получается, что этот тренд – самый системообразующий).

Начнем, пожалуй, с развлечений и коммуникаций.

Итак, какую модель потребления развлечений мы видим в раннем средневековье? Индустрии развлечений и коммуникаций фактически нет, рынок феодальной Европы занимают придворные и бродячие музыканты, менестрели, летописцы. Собственные вкусы и пристрастия есть только у богатых особ - крупных феодалов.
Следующий шаг - два переходный процесса.

Первый - рост городов, и формирование сектора развлечений для простолюдинов. Происходит за счет роста платежеспособности в сословии ремесленников и мелких купцов, и как следствие - способности городов давать достаточный для пропитания бродячих цирков доход.

Второй переходный процесс - формирование культурных центров и рост специализации и профессионализации музыкантов и актеров, вначале при дворе европейских королей и крупных вельмож, а потом - уже самостоятельно, вокруг университетов и в составе крупных городов.

Т.е. фактически произошел рост качества и повышение доступности развлечений за счет специализации и территориального объединения отдельных поставщиков этих услуг в цирки, консерватории и театры. Разумеется, в рамках этой модели развлечения ушли из дома богатых и платежеспособных клиентов (за редким исключением вроде балов и праздников), и развлекаться стало модным ездить "в свет".

Забавно, какое большое влияние оказала эта поведенческая модель на социальное устройство мира. Банальные транзакционные издержки на дорогу к развлечениям привели к формированию т.н. выходных дней – дней выезда в свет, балов и вообще свободных от работы дней. Для верхнего по богатству дециля населения развлечения оставались доступными ежедневно, но даже для них, где-то в силу религиозных причин (суббота для евреев, воскресение – для христиан), а где-то – как дань моде, разделение на рабочие и выходные дни становилось все более и более явным.

В 20 веке в европейской, и особенно североамериканской культуре к числу развлечений добавился шопинг с друзьями, зачастую иррациональный, навязанный агрессивной рекламой и моделью экономического роста в целом. Приправленный возможностями киноиндустрии, а также клубных видов развлечений, шопинг четко разделил поведенческую модель на модель рабочего дня (дом-работа-дом) и модель дня выходного (дом-супермаркет-ресторан-кино-дом).

Собственно, отчасти за счет пропаганды шопинга как веселого время провождения (явной или неявной), а также за счет бурного развития мест осуществления такого шопинга – мегамолов, совмещающих магазины, кино и рестораны, где можно провести целый день всей семьей, и наблюдается рост потребления и сокращение в развитых странах накопления с ростом закредитованности.

Этот мотор экономического роста рискует скоро перегореть по причинам на редкость банальным. Ведь убери транзакционные издержки на дорогу – и данная модель изменится, возможно – до неузнаваемости.

Посмотрим, что какие еще тенденции уже можно наблюдать. Если отбросить аспект личного участия в процессе развлечений (например, бессмысленно заниматься спортом или отмечать день рождения через айпад), то ряд развлечений, например, хорошая музыка, фильмы, книги, причем в хорошем качестве (временами даже предельным для восприятия обычным потребителя), доступны в любой момент времени. Праздник, который всегда с тобой. В исполнении Айпада, что лежит в сумке на ремне, или как-либо иначе.

И как следствие, отмирают соответствующие общественные институты, медленно, но неизбежно. В начале – библиотеки, потом театры и концерты, вытесняясь в элитный сегмент для избранных, в субкультуру, где сам театр – не главное (для многих участников, вовсе не для всех, редкие ценители формы и сути остаются), а главное – тусовка, которой почти без разницы, где встретиться – в театре, или на поляне в глухом лесу, за пивом или на благотворительном вечере.

С коммуникациями этот процесс носит гораздо более явный характер. Если раньше проживание в разных городах было равносильно тому, что общаться будешь случайно и крайне редко, то в начале телеграф, потом телефон, потом интернет и телеконференции резко увеличили возможности для коммуникаций. Дальше следует ожидать телеприсутствия, в 2013 году стали активно продаваться "ноги" для айпадов http://habrahabr.ru/post/151486/, http://robocraft.ru/blog/news/2975.html, которые могут ездить по офису и участвовать в совещаниях, когда ты на Канарах в отпуске или в больнице с переломом. Один шаг, и появятся аналогичные "руки" (сейчас это уже возможно для некоторых профессий, например в хирургии, но пока нерентабельно повсеместно), а дальше и до "суррогатов" по версии одноименного фантастического фильма недалеко.

И это еще один удар по стандартному мироустройству и расписанию – зачем ездить на работу, если можно прямо войти в суррогата, который уже на работе. И зачем вообще суррогат, который ездит на работу вместо тебя, если всю информацию ты все равно получаешь через каналы связи, зачем физические посредники, если мир и так может быть полностью виртуальным.

Далее, сервисы. Поскольку развлечения и коммуникации мы уже разобрали, то остаются бытовые сервисы, куда бы я благодушно отнес и медицину, и образование, и поесть, ну а также погладить и постирать одежду, привести в порядок свое жилье, включая уборку и мелкий ремонт бытовых приборов. Какой здесь тренд?

Очевидно, давным-давно оказывать все эти сервисы приходилось самим, поскольку никакого рынка в этой части не существовало. Затем этот рынок начал постепенно формироваться за счет целого класса рабов, а затем – слуг в богатых поместьях, дворцах. У людей попроще данная функция оказалась возложена на жену-хозяйку, и вообще следует отдельно выделить и рассматривать тренд формирования семейных пар не по причинам духовной близости, и даже не по причинам воспроизводства и воспитания потомства – а главным образом, для получения домашнего комфорта, разделяя функцию зарабатывания денег (мужчина) и функцию стирать\готовить (женщина).

Потом постепенно стали появляться различные приспособления, начиная с организации массового производства кухонной утвари и заканчивая микроволновками и кухонными комбайнами. Параллельно с ростом покупательной способности формируется сегмент питания и обслуживания outdoor, рестораны и прачечные, ремонтные мастерские для одежды, а также поликлиники для здоровья и школы для образования. Туда надо ходить, и люди ходят, потому что соразмерного качества "на дому" не получить.

В общем-то ровно то же самое, что и с развлечениями, с точностью до деталей. И следует заметить – как минимум весь 20 век развитые страны провели в среде, в которой – outdoor развлечения, коммуникации и бытовые сервисы – норма. При том, что начало века 21 фактически закрепило другой тренд, который сильно перетряхнет действующую систему приоритетов и рынков.

Но что происходит с трендами? Опережающий рост рынка репетиторства для обучения на дому, рост рынка дистанционных гаджетов для мед.диагностики и несложных процедур, рост стоимости приема у врача при сокращении количества необходимых посещений в год в отдельных видах медицины, переход на абонементное обслуживание с поддержкой по телефону. Рост рынка доставки еды на дом, появление и бурное развитие доставки еды из ресторанов.

Сервис как бы притягивается к его потребителям, растет обустройство среды непосредственно вокруг человека. А если добавить еще более длинный тренд, начавшийся с приближения отхожих мест к месту обитания человека, и квинтэссенцией выразившийся в создании благоустроенной (с водой и канализацией) малогабаритной квартиры? А если добавить технологизацию и частичную автоматизацию предоставления сервисов человеку, вползанием основных необходимых для этого производственных мощностей – холодильников, стиральных машин и микроволновок – в квартиру – получаем сокращение дистанции до этих сервисов, в том числе и экономической дистанции?

Ведь Вы же не будете платить собственной стиральной машине за стирку белья?

Значит, с покупкой стиральной машины Вы перестаете быть пользователем прачечной, она теряет рынок – а сегмент Ваших с ней финансовых расчетов выпадает из ВВП страны. И очевидно, что в модели массового производства, автоматизированной доставки через интернет объем Ваших платежей за стиральную машину и средство для стирки в расчете на одну стирку существенно ниже, чем стоимость услуг прачечной. А сервис выше, т.к. очищен от транзакционных издержек на дорогу до прачечной и потому более доступен. Рост уровня жизни при падении ВВП? Забавно.

Что дальше? Ну, хотя бы с медицинским сервисом? Уже начинают появляться гаджеты, которые контролируют сердечный ритм, измеряют давление и температуру тела, сигнализируют о нарушениях общего состояния человека. Т.е. классический доктор и мед.лаборатория для анализов постепенно заменяются мобильными устройствами диагностики и консультированием по телефону, с выездом в редчайших и наиболее острых случаях.

Следующий шаг – все эти мобильные устройства окажутся в кровотоке человека и обрастут новыми свойствами, вроде анализа химии крови, уровня гормонов, пассивными и активными системами защиты организма от токсинов и биологической опасности.

Та же ситуация – рост уровня жизни с сокращением потребности во внешнем оплачиваемом сервисе, т.е. в конечном счете – вклада в ВВП. Есть инвестиционные расходы за право использования этого сервиса, но как ни крути, они со временем станут намного меньше, чем затраты на содержание всей современной медицинской системы.

Обучение также уже вплотную приблизилось к телу человека – через mp3-плейер и наушники, в которых звучат курсы английского и аудиозаписи с презентаций и лекций, через айпад с книгами всей планеты в одном щелчке по экрану, и с видеокурсами и системами дистанционного обучения. Не даром рынок e-learning во всех развивающихся странах растет двузначными процентами в год http://www.prnewswire.com/news-releases/global-market-for-elearning-to-reach-169-billion-by-2018-private-tutoring-nears-103-billion-in-market-value-180027521.html, в то время как темп роста самого рынка образования – намного скромнее.

В долгосрочной перспективе мы видим, что большинство сервисов медленно, но неуклонно приближается к человеку, вплоть до интеграции в его тело, при этом выпадая из экономической модели развития, а экономические транзакции переходят в разряд покупки необходимого для обеспечения персональных потребностей устройства (инвестиции в себя), затраты на пополнение энергии и расходные материалы (средство для стирки и электроэнергия), а также на интеллектуальную собственность (музыка в наушниках, разумеется, если она куплена через какой-нибудь вариант iTunes, а не выкачана торрентом с пиратских сайтов).

С развитием доставки на дом товаров изменения уже начинаются и в товарном сегменте, и модель выходных и рабочих дней начинает трещать по швам, вначале только для творческих специализаций, для которых не принципиально присутствие у станка или в офисе, но процесс этот будет усугубляться.

Какое место здесь у 3D принтеров? А это просто еще один шаг в сторону приближения к автономности локальных сервисов. Печать зап.частей к стиральным машинам и холодильникам – вот что просится на первый взгляд. И уже одно это перевернет экономическую модель – ведь выиграет тот, кто перестанет выпускать стиральные машины со сроком работы – чуть больше чем срок 1летней гарантии. И заменит их на стиральные машинки с легкой ремонтопригодностью, со сроком службы в 50 лет, с печатью ломающихся частей на домашнем 3D принтере, и с продажей новых прошивок для еще более бережной стирки.

Т.е. 3D принтеры потенциально способны еще ускорить темпы роста уровня жизни при выпадении из оборота экономики таких отраслей, как массовое производство короткоживущих бытовых устройств и с переходом к торговле высокотехнологичными и долгоживущими устройствами. Критическим фактором тут является стоимость печати запчастей по сравнению с издержками на их подбор, доставку и установку. И я думаю, что мы увидим сопоставимые цифры в следующие 3-5 лет. А дальше - двигатель потребления, двигатель старой экономики окончательно сдохнет.

Почему? Да просто потому, что начнут интенсивно сворачиваться рабочие места на сборочных производствах целого класса изделий, прежде всего, конечно, бытовых, но и машиностроение никуда не денется, т.к. станки и оборудование нужны заводам последних переделов, а транспорт - прежде всего активно сокращающим физические перемещения гражданам.

При этом материальные и энергетические потоки на первой стадии никуда не денутся, и следует ожидать развитие роботизированных линий доставки – думаю, именно этот тренд окажется решающим градостроительным фактором в первой половине 21 века. Зачатки этой модели давно используются, например, в системах сортировки багажа пассажиров в крупных аэропортах, дело - за связкой электронной торговли, почты и классической доставки через пробки крупных городов.

Также следует ожидать изменение структуры товарных потоков. С ростом персональных производственных мощностей (точно также, как происходит с ростом персональных сервисных мощностей) материальные потоки четко распадутся на два элемента - транспорт Hi-end продукции и роботизированных комплексов, возможно даже самостоятельный, и транспорт т.н. row materials - прошедшей первичную переработку и очистку руды всех мастей, пластмасс в листах и брусках для последующего компаундинга и формовки локально, в домашних условиях, различных первичных продуктов питания вроде зерна, мяса и молока, которые с ростом персональных мощностей по синтезу клонированной биомассы будут вытесняться присадками и удобрениями.

Параллельно будут развиваться технологии zero waste, сокращающие отходы этих персональных автоматизированных комплексов. Вторичная переработка, начиная с реформинга сломавшихся пластиковых изделий, и кончая вовлечение во внутренний материальный оборот домохозяйств деструкторов сложных материалов (атомная разборка отслуживших свое механизмов с последующим формированием чистых материалов для 3D печати) приведет со временем к постепенному спаду материального оборота между домохозяйствами и внешними производствами.

А сломанные ложки\вилки, точно также как перегоревшие провода, будут подвергаться реассемблингу с помощью 3D-принтеров.

Финальным результатом перестройки видимо станет персональный машинный комплекс домохозяйства, который потребляет только продукцию новых hi-end производств на основе нанотехнологий (изредка), отдельные материалы, цикл оборота которых еще не замкнут, а также (в основном) продукцию интеллектуальной индустрии (начиная от новых рецептов приготовления пищи, учебных и развлекательных программ, и заканчивая чертежами зап.частей и описаниями производственных технологий) и энергию.

Причем, вполне можно допустить, особенно если мы все-таки выйдем в космос промышленными предприятиями (а один из трендов 2013 года – активное развитие проекта частного полета на Марс и вообще – частной космонавтики в авторстве известного адепта технологического прогресса Элона Маска заставляет на это надеяться http://en.wikipedia.org/wiki/SpaceX), вопрос энергии также может быть решен путем перевода на низкую (околосолнечную) орбиту большого количества небольших персональных астеороидов, и их использования в качестве материальной основы индивидуальных жилых "домов". Тогда солнечная энергия обеспечит необходимые энергетические потребности домохозяйств.

Еще вариант - локальный термоядерный (ядерный) синтез в домашних условиях - также решение задачи автономности электроснабжения, который может быть реализован в случае, если прогресс в космосе будет идти медленнее, чем в сфере компактной термоядерной энергетики.

Таким образом, долгосрочной устойчивостью обладает только информационная и сверхвысокотехнологичная экономика.

Очевидно - создание, например, рабочих мест на заводах по производству автобусов или швейных машин в описанной выше ситуации отдаленного будущего - бессмысленно. Этот в современном мире скорее теоретический пример показывает, тем не менее, что не все рабочие места, даже высокопроизводительные, имеет смысл создавать. В условиях намеченных изменений в экономике и последующего практически полного вытеснения большинства существующих производств, и что гораздо важнее – исчезновение рынков, на которых такие предприятия работали, экономическая политика должна быть жестко технологически мотивирована.

На чем зарабатывать в рамках сложившихся трендов? Минимум, две перспективных модели.

Во-первых, поучаствовать в развитии одного из вариантов стремительно приближающихся к человеку сервисов. Более дорогая разово, но более дешевая на длинных сроках медицина. Образование. Развлечения. Системы дистанционной работы, роботы телеприсутствия. Персональные производственные мощности и заводы глубокой автоматизации.

Во-вторых, создавать необходимую для предоставления указанных сервисов инфраструктуру. ИТ, слабый искусственный интеллект – помощник и навигатор, провода и протоколы, каталоги товаров и системы их логистики, интеграторы и провайдеры сервисов. С обязательным ростом доли сделок в части интеллектуальной собственности.

Моя оценка сроков - заявленные тренды станут определяющими уже к 2020 году, а глубокоавтоматизированные домохозяйства, испытывающие в основном информационные и энергетические потребности, станут основным драйвером экономического роста наиболее технологически развитых стран в течение третьей декады 21 века.

Как следствие, с учетом жизненного цикла технологий, скорости их смены, и что не маловажно - конкурентоспособности создаваемых производственных мощностей, технологический задел для данного роста необходимо создавать уже сегодня, а инвестиционные проекты старой экономической модели планировать с консервативными сроками окупаемости, учитывая риски глобальной потери их конкурентоспособности через 5-7 лет.

Вот собственно и все мои мысли на этот счет.

И напоследок. Тем френдам, кто поедет на КЭФ-2014 - всячески рекомендую панель, которую будет проводить г-н Агамирзян. Advance Manufactoring, вроде будет 28.02 во второй половине дня. Это в принципе в базовых предпосылках про то же самое, только вот насколько уважаемые мэтры смогут прийти к тем же выводам, что и я?

Жаль, что у меня по работе не получается туда поехать.
Tags: Технологии, Трансгум, опытным путем
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments